Дисковые тормоза

Сначала – общая теория, как работает тормозная система.

На большинстве российских автомобилей, в том числе и ВАЗ — передние тормоза дисковые, а сзади установлены барабанные тормоза. На большинстве иностранных – тормоза дисковые на всех четырех колесах,

а морально устаревшие барабанные не ставятся.

Обычные дисковые тормоза являются главной частью тормозной системы и представляют из себя довольно интересный механизм.

Самый распространенный тип дисковых тормозов — однопоршневой плавающий суппорт.

Местоположение дисковых тормозов в автомобиле.

Местоположение дисковых тормозов в автомобиле.

Главные компоненты дискового тормоза:

-Тормозные колодки.

-Суппорт с поршнем.

-Ротор, крепящийся к ступице.

Схема устройства дисковых тормозов.

Дисковый тормоз очень похож на тормоза обычного велосипеда, которые имеют суппорт, прижимающий резиновые тормозные колодки к поверхности колеса. Но тут тормозные колодки давят не на  колесо, а ротор (тормозной диск), и воздействие происходится гидравлической тормозной жидкостью, а не тросиком. Трение тормозных колодок и диска приводит к тому, что диск останавливается.

При торможении вырабатывается большое количество тепловой энергии, ведь закон сохранения энергии никто не отменял. Кинетическая энергия движущегося автомобиля при торможении переходит в тепловую, а следовательно тормозной диск нагревается. А горячий тормозной диск менее эффективен при торможении. Выход из этой ситуации нашли довольно быстро. Большинство тормозных дисков теперь делают вентилируемыми.

Вентилируемые тормозные диски бывают разными.

{loadposition user20}

ventiliruemie-tormoznie-diski

Обычные вентилируемые тормозные диски. Обладают лопастями, находящимися между двумя половинками диска. Воздух проходит сквозь диск, что обеспечивает эффективное охлаждение.

перфорированный тормозной диск

Плоский тормозной диск без лопастей, но с перфорацией.
вентилируемые тормозные диски с перфорацией или даже такие – вентилируемые с перфорацией.

Саморегулирующиеся тормоза.

Дисковые тормоза с одним поршнем саморегулируются и самоцентруются. Суппорт может скользить из стороны в сторону и двигается к центру при начале работы тормоза. Колодки ничем не отталкиваются от диска и постоянно с ним соприкасаются. Но любое колебание может отодвинуть их на небольшое расстояние. Однопоршневые конструкции самые надежные  и недорогие.

Ручной тормоз.

Если происходит полный отказ штатной гидравлической системы торможения, то ручной тормоз продолжает работать. Он приводится в действие другой системой. На большинстве автомобилей он тросиковый.

clip_image008

У некоторых автомобилей с дисковыми тормозами существуют отдельные барабанные тормоза, встроенный в ступицы колес. Эти барабанные тормоза служат только для тросикового ручного тормоза.

Также,  у некоторых автомобилей есть специальный рычажок, который поворачивает винт или выталкивает кулачок, который давит на поршень дискового тормоза.

Наиболее часто заменяемый расходник у дисковых тормозов – тормозные колодки. Когда срок службы тормозных колодок подходит к концу – они начинают издавать неприятный скрежещащий звук.

Разнообразные тормозные колодки на различные автомобили

tormoznie-kolodki

Это результат трения металлического элемента – специального индикатора износа.

Внизу – тормозные колодки с индикатором износа

topmoznie-kolodki-s-indikatorom-iznosa

Но иногда приходится менять и сами тормозные диски. Если диск деформировался, либо выработка диска вышла из допусков завода изготовителя – такие тормозные диски подлежат ремонту, либо замене.  При торможении на таком диске можно почувствовать неравномерность

{loadposition user20}

 Передние дисковые тормоза.

Ну а теперь пройдемся по передним дисковым тормозам отечественных ВАЗов

На данный момент их 3 вида:

1. От ваз 2108, ваз 2109, ваз 2110 (первых моделей с карбюратором) и их модификаций. В эту же группу можно отнести и тормоза более ранних моделей (ваз 2107, ваз 2106, ваз 2105 и т.д).Тормозной диск невентилируемый, типоразмер рассчитан на колесный диск диаметром 13 дюймов.

Эффективность таких тормозов минимальная и не подходит для современной агрессивной езды.

2. От ваз 21102 и ваз 2111. Эти диски  также для колес 13, но вентилируемые. Вентилируемые тормозные диски – это уже прорыв для советского автопрома, но еще лучше третья группа.

3. От Ваз 21103 и ваз 2112. Эти диски на типоразмер колеса – 14 дюймов – вентилируемые.

Поскольку переемственность и взаимозаменяемость деталей на разные модели ваз очень высокая – тормозные диски и тормозные системы в целом подходят разным моделям ВАЗ. Этим и пользуются умелые автолюбители. На старые модели ваз (ваз 2108, ваз 2109 и т.д) устанавливаются штатные дисковые тормоза от более поздних моделей ваз, например  14 дюймовые вентилируемые от ваз 2112.

Многие автолюбители покупают западные аналоги отечественных тормозных систем. Зарубежные производители делают намного более качественные тормозные системы для российских автомобилей, чем наши. Например такие бренды: Pilenga, AndyСar, Graf, Lucas, Ate,  Zimmermann, или российский Торгмаш.  Ну а для настоящих спортивных вазов нужны еще более мощные тормоза. Здесь в ход идут уже 15 дюймов с вентиляцией и больше. Такие диски и суппорта имеются в продаже даже на классику ВАЗ 2101 – ВАЗ 2107. Было бы желание. Кстати, при установке 15 дюймовых вентилируемых тормозов и задних стоковых барабанных на классику получается неплохой эффект.

Задние дисковые тормоза на ваз.

С установкой задних дисковых тормозов все сложнее. Такие тормоза не устанавливались на серийные модели ваз, следовательно их установка незаконна и любой гибддшник может запросто отправить вас на штрафстоянку. Если, конечно, у вас нет соответствующих документов из НАМИ.

Ну а теория такая.

1.Во первых – задние дисковые тормоза были разработаны заводом производителем и продаются. Некоторые можно поставит без переделок.

2. Можно поставить задние дисковые от оки. Но здесь возникают проблемы с ручным тормозом и с контурами. Стандартные тормозные контуры ваз – диагональные нужно переделывать на в параллельные (зад-перед) и делать гидравлический ручник.

{loadposition user20}

Поделитесь своим мнением в комментариях