Перспективы электромобилей в России

О пользе электромобилей впервые заговорили еще несколько лет назад. Первыми решились пересадить сотрудников на этот инновационный транспорт в фонде Сколково. Вполне логичный шаг — ведь Сколково сегодня позиционируется как эксклюзивный отечественный научный центр, разрабатывающий и продвигающий самые смелые проекты и технологии.Вслед за ними «Почта России» арендовала на пробу электрические фургоны «Рено». Далее наметившийся тренд решили поддержать власти Ставрополья — они купили сотню электрических такси (для использования в курортных зонах края). После этой региональной инициативы Минтранс предложил распространить электрические такси по всей стране, а Московский департамент природопользования выдвинул инициативу пересадить на электромобили полицию. Казалось бы — лед тронулся...    В действительности дальше громких обещаний, заявлений и инициатив дело пока не идет. И причины здесь разные, о них — далее.    В России рынок электромобилей только развивается. Выбор машин с электротягой весьма скуден — официально в автосалонах можно приобрести только две модели электромобилей: японский Mitsubishi i-MiEV (компакт-кар) и доработанный фирмой «Дамер» китайский E-Car GD04B. Крупнейшие производители (Toyota, Ford, Volkswagen, Renault и Nissan) уже давно производят автомобили различных классов с электрическими моторами, однако продавать их через российскую дилерскую сеть пока не решаются. Так что отечественный покупатель не избалован предложениями именитых автоконцернов. Отечественные автопроизводители решили компенсировать недостаток электрических транспортных средств. Среди них — АвтоВАЗ и КамАЗ. В Тольятти разработали и поставили на конвейер электрическую версию бюджетной Lada Kalina, которая получила название El Lada.Стоит этот электромобиль 1,2 млн.руб., так что покупатели в очередь не выстроились.Конечно, по сравнению с японской машиной Mitsubishi i-MiEV, которая стоит 1,8 млн.руб., цена на тольяттинскую разработку существенно ниже, но все же для отечественного потребителя это слишком дорого. Так что АвтоВАЗу удалось соблазнить своей продукцией только Ставропольские власти. На японский i-MiEV, кстати, спрос также практически отсутствует. Судите сами: за два года дилерам удалось продать всего около 90 электромобилей (это в масштабах всей страны), при том что в мире за аналогичный период продано 22,0 тыс. Mitsubishi i-MiEV. В общем, несоразмерно высокая цена электромобилей -одна из основных причин их низкой популярности на российском рынке.    Теперь о несовершенстве технологий (это еще одна составляющая низкого спроса). Пусть электромобили пока еще не особо скоростные, с этим потребители готовы мириться. Но основной недостаток этих транспортных средств — малый запас хода. В российских условиях это критично. Те же El Lada и i-MiEV при полной зарядке аккумуляторных батарей могут преодолеть максимум 150 километров по шоссе. В городских условиях, особенно в мегаполисах с их мучительными пробками, эту цифру можно смело делить на три. А вот чтобы полностью зарядить севшие батареи владельцу потребуется 8 часов (речь идет о зарядке аккумуляторов от бытовой электросети). Экспресс-заправка (стандарт CHAdeMO)дает возможность зарядить батареи до 85% от максимально возможного уровня за полчаса, иногда — чуть меньше. Но и это очень долго, если сравнивать с традиционной заправкой автомобиля бензином или дизельным топливом на АЗС. К тому же после экспресс-зарядки запас хода электромобиля существенно сокращается. А в наших реалиях перед приобретением электромобиля владельцу приходится больше беспокоиться не о том, сколько времени он потеряет на зарядку батарей, а где в принципе их можно зарядить.Отсутствие инфраструктуры — также немаловажная причина низкого спроса на электромобили в РФ. Впрочем, зарядные станции для электромобилей в течение ближайших полутора-двух лет все же должны появиться. Во всяком случае — в крупных российских городах. Компания«Револьта», например, обещает в обозначенные сроки развернуть 2,0 тыс. электрических зарядных постов. В Москве сегодня действует всего несколько десятков электрозаправок, за год планируется увеличить их количество до 1,0 тыс.    Однако государственным учреждениям и ведомствам, а также крупным и средним компаниям нехватка заправочных постов не слишком страшна. Они могут приобрести и установить на своих автобазах и в ведомственных гаражах собственные станции для зарядки аккумуляторных батарей. В большей степени их, как потенциальных владельцев парка транспортных средств на электротяге, должны волновать вопросы технического обслуживания. Сегодня сервисных центров для электромобилей нет. Их появление напрямую связано с тем, насколько динамично будет развиваться рынок электрических транспортных средств. В принципе, оптовые покупатели электромобилей могли бы стимулировать и оживить эту нишу рынка транспортных средств. Тогда и рядовые покупатели, вполне возможно, проявили бы больше заинтересованности в приобретении электромобилей для личных нужд.    Стимулировать этот в общем-то перспективный рынок могло бы и государство. Если, скажем, обнулить ввозные пошлины на электромобили, их цена в автосалонах снизится на четверть. Однако правительство на этот шаг не идет, обосновывая это тем, что пошлины на электромобили защищают отечественных производителей. И в этом тоже есть логика (сугубо государственная, рядовому потребителю, понятное дело, она не по душе).    Признавая высочайшую экологичность электромобилей, власти всех уровней ратуют за их повсеместное внедрение (во всяком случае, в крупных городах). И не просто внедрение, а поощрение их использования путем предоставления разного рода льгот и преференций.Предлагается, например, разрешить этим транспортным средствам движение по полосам для общественного транспорта. Более того, им обещают разрешить въезд в заповедники, движение по особо охраняемым природным зонам, и, что звучит просто фантастически, обещают бесплатную парковку на всей территории российских городов (включая центр Москвы). И тем не менее, в обозримом будущем ни государству, ни автопроизводителям не удастся массово пересадить отечественных водителей на электромобили. В нынешних российских условиях эти инициативы бесперспективны, а разговоры разговорами и останутся.    И если вернуться к теме экологичности, то гибридные автомобили (которых на нашем рынке уже достаточно много и есть из чего выбрать) на данном этапе вполне составят конкуренцию электрическим. Ну а последним придется подождать. Сколько — покажет время.

Поделитесь своим мнением в комментариях
гость
2017-05-16 10:31:37
В 1 кГ соляре 12 кВтЧ энергии,а АКБ может запасти 0,15-0,25 кВтЧ/1 кг!!! А эти килограммы нужно возить с собой!!! АКБ, это всего лишь ведро искр для электронов, причём золотое,но дырявое!!!! Где это видано,чтоб бензобак стоил в разы больше топлива,которое вольют в него за всю его жизнь???? Цена АКБ $600/1 кВтЧ, со сроком службы в 1000 циклов,а это значит,что только хранение энергии обойдётся в $0,6/1 кВтЧ!!! Стоимость энергии с розетки $0,1/1 кВтЧ!!! Стоимость 1 кг соляры $0,72,а это,$0,72/12=$0,06/1 кВтЧ!!!! Так что,все эти пляски с бубном вокруг любой!!! электрохрени-ЛОХОТРОН!!!!!