Ремонт коробки передач ваз 2106

ВНИМАНИЕ! Коробка передач ваз 2106 состоит из большого количества деталей, многие из них похожи, поэтому для облегчения сборки детали следует раскладывать на листах бумаги по порядку и обязательно подписывать каждую.

Сливаем из коробки передач ваз 2106 масло (см. Проверка уровня и замена масла в коробке передач ваз 2106).
Снимаем коробку передач (см. Замена коробки передач ваз 2106).
Снимаем вилку привода выключения сцепления и подшипник выключения сцепления (см. Замена нажимного диска в сборе и подшипника выключения сцепления ваз 2106).
Тщательно очищаем от грязи, моем картер коробки передач щеткой и горячей водой с моющим средством снаружи и ставим ее на верстак картером сцепления вниз.

ремонт коробки передач

Двумя отвертками разводим секторы распорной втулки и...

ремонт коробки передач ваз 2106

… снимаем ее и резиновую втулку демпфера.

коробка передач

Снимаем эластичную муфту и фланец со вторичного вала коробки передач ваз 2106 (см. Замена манжеты вторичного вала ваз 2106).

коробка передач ваз 2106

Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления опоры...

11-5_5_12

… и снимаем ее.

11-5_5_13

Головкой «на 10» отворачиваем гайку крепления привода спидометра...

11-5_5_14

… и снимаем привод спидометра.

11-5_5_15

Ключом «на 22» отворачиваем выключатель света заднего хода...

11-5_5_16

… и снимаем его.

11-5_5_17

Ключом «на 13» отворачиваем упор перемещения рычага переключения передач.

11-5_5_18

Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна.

11-5_5_19

Снимаем кронштейн и вынимаем болт с квадратной головкой.

11-5_5_20

Головкой «на 13» отворачиваем остальные гайки крепления задней крышки коробки передач.

11-5_5_21

Снимаем заднюю крышку, передвинув рычаг переключения вправо, чтобы освободить его от штоков включения передач.

11-5_5_22

Осторожно, стараясь не повредить, снимаем прокладку задней крышки.

11-5_5_23

Cнимаем задний подшипник.

11-5_5_24

Снимаем ведущую шестерню привода спидометра и ее фиксатор – стальной шарик.

11-5_5_25

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения передачи заднего хода.

11-5_5_26

Снимаем вилку включения заднего хода и промежуточную шестерню заднего хода.

11-5_5_27

Снимаем со штока включения заднего хода дистанционную втулку.

11-5_5_28

Съемником снимаем стопорное кольцо с промежуточного вала.

11-5_5_29

Снимаем ведущую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.

11-5_5_30

Съемником снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.

11-5_5_31

Снимаем ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.

11-5_5_32

Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления стопорной пластины подшипника и оси промежуточной шестерни заднего хода.

11-5_5_33

Снимаем стопорную пластину.

11-5_5_34

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

11-5_5_35

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки.

11-5_5_36

Снимаем крышку.

Кладем коробку передач на бок.

11-5_5_37

Головкой «на 13» отворачиваем одну гайку,...

11-5_5_38

… а головкой «на 17» – шесть гаек крепления картера сцепления к коробке передач.

11-5_5_39

Разъединяем картеры и снимаем прокладку.

11-5_5_40

Головкой «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов штоков.

11-5_5_41

Снимаем крышку и извлекаем из отверстий три пружины и три шарика.

11-5_5_42

Вынимаем шток вилки включения заднего хода.

11-5_5_43

Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепящий вилку включения I и II передач.

11-5_5_44

Вынимаем штоки, одновременно удаляя блокировочные сухари.

11-5_5_45

Вынимаем шток вилки включения I и II передач.

11-5_5_46

Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепящий вилку включения III и IV передач.

11-5_5_47

Вынимаем шток вилки включения III и IV передач.

11-5_5_48

Нажав на муфты, включаем сразу две передачи и ключом «на 19» отворачиваем болт крепления переднего подшипника промежуточного вала.

11-5_5_49

Поддев двумя отвертками за стопорное кольцо, вынимаем передний подшипник промежуточного вала.

11-5_5_50

Выталкиваем наружу задний подшипник промежуточного вала.

11-5_5_51

Наклонив, вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач.

11-5_5_52

Вынимаем две вилки переключения передач.

11-5_5_53

Поддев отверткой, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и кольцом синхронизатора.

11-5_5_54

Снимаем игольчатый подшипник со вторичного вала.

11-5_5_55

Поддев отверткой, извлекаем шпонку с задней части вторичного вала.

11-5_5_56

Поддев двумя отвертками, снимаем задний подшипник вторичного вала.

11-5_5_57

Вынимаем вторичный вал из картера коробки передач.

Вертикально устанавливаем вторичный вал, зажав его в тисках через картонные прокладки.

11-5_5_58

Снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.

11-5_5_59

Съемником снимаем стопорное кольцо...

11-5_5_60

… и снимаем ступицу синхронизатора и пружинную шайбу.

11-5_5_61

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо, а также блокирующее кольцо и пружину синхронизатора.

11-5_5_62

Снимаем шестерню III передачи.

11-5_5_63

Оперев шестерню I передачи на жесткое основание, молотком через проставку из мягкого металла выбиваем вторичный вал...

11-5_5_64

… и снимаем с него шестерню II передачи в сборе, муфту синхронизатора I и II передач, ступицу синхронизатора, шестерню I передачи в сборе и втулку шестерни I передачи.

Элементы синхронизаторов I, II и IV (на первичном валу) передач разбираются аналогично синхронизатору III передачи.
Для снятия подшипника первичного вала...

11-5_5_65

… съемником разжимаем стопорное кольцо...

11-5_5_66

… и снимаем его вместе с пружинной шайбой.

11-5_5_67

Оперев подшипник на жесткое основание, молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем первичный вал.

Для снятия рычага переключения передач с задней крышки картера коробки передач...

11-5_5_68

… отсоединяем от рычага возвратную пружину.

11-5_5_69

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления шаровой опоры рычага и...

11-5_5_70

… снимаем рычаг со шпилек.

11-5_5_71

Для замены манжеты ведущего (первичного) вала выбиваем выколоткой манжету через отверстие в передней крышке коробки передач и...

11-5_5_72

… снимаем ее.

Тщательно промываем все детали в керосине или дизельном топливе и осматриваем их. На зубьях шестерен и муфт не должно быть сколов, задиров, усталостных выкрашиваний и заметного износа. Поверхности валов, осей и штоков переключения передач должны быть совершенно гладкими, без задиров, раковин и сильного износа. На картере не должно быть трещин и забоин, а в расточках под подшипники – износа и следов проворачивания. На шлицах валов недопустимы коррозия и следы смятия и заедания. Незначительные повреждения можно устранить мелкой шкуркой с последующей полировкой, но лучше заменить поврежденные детали новыми.
Все подшипники качения, как шариковые, так и роликовые, должны быть в безукоризненном состоянии, их радиальный люфт не должен превышать 0,05 мм, на дорожках и телах качения недопустимы любые дефекты. Сепараторы не должны иметь разрывов, касаний колец и оплавлений (у пластмассовых). Вообще, если «пробег» коробки превышает 120 тыс. км и производится ремонт агрегата с разборкой, все подшипники лучше заменить новыми независимо от их состояния, особенно если были замечены сильные повреждения шестерен и муфт включения передач. Манжеты заменяем новыми в любом случае. При сборке смазываем все детали коробки, в т.ч. гнезда подшипников и сами подшипники трансмиссионным маслом, стыки картера и крышек покрываем тонким слоем маслостойкого герметика, а детали механизма переключения – смазкой ШРУС-4.
Собираем коробку передач в порядке, обратном разборке. Пружина фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других жесткостью и имеет черное покрытие. Перед установкой рабочую поверхность манжет покрываем тонким слоем смазки Литол-24. Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала затягиваем моментом 8,1–10,0 кгс.м. Гайку заднего конца вторичного вала затягиваем моментом 6,8–8,4 кгс.м.

Поделитесь своим мнением в комментариях