дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

После разборки двигателя тщательно очистите, промойте и просушите все детали.

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого поршневого кольца.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне.
Номинальный зазор поршневых колец, мм:
верхнее компрессионное кольцо 1 — 0,04-0,075;
нижнее компрессионное кольцо 2 — 0,03-0,065;
маслосъемное кольцо 3 — 0,02-0,055.
Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец — 0,15 мм.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4. Наиболее точно зазоры поршневых колец можно определить промером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину поршневого кольца в нескольких местах по окружности, затем…

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5.… с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной поршневого кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Измерьте зазоры в замках поршневых колец, вставив поршневое кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте поршневое кольцо в цилиндр (в котором поршневое кольцо работало), продвиньте поршнем как оправкой поршневое кольцо в цилиндр, чтобы поршневое кольцо установилось в цилиндре ровно, без перекосов и…

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7.… щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца. Номинальный зазор поршневого кольца должен быть 0,25-0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) -1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените поршневое кольцо.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы поршневого кольца.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор между поршнями и цилиндрами определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор между поршнями и цилиндрами равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый — 0,15 мм. Если зазор между поршнями и цилиндрами не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор между поршнями и цилиндрами был как можно ближе к номинальному. Если зазор между поршнями и цилиндрами превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Рис. 4.9. Места измерения зазоров цилиндра

10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (см. рис. 4.9.) (вдоль В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор — нутромер.
11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.
Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметров делят на пять классов: А, В, С, D, Е (табл. 4.1).
В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов А, С, Е и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный — увеличенный на 0,4 мм, второй — на 0,8 мм.
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться поршни одной группы. Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», на кольцах второго ремонтного размера — «80».

Таблица 4.1 Номинальные размеры цилиндров и поршней Класс Диаметр, мм цилиндра поршня А
В
С
D
Е 82,00-82,01
82,01-82,02
82,02-82,03
82,03-82,04
82,04-82,05 82,00-82,01
82,01-82,02
82,02-82,03
82,03-82,04
82,04-82,05

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер) напротив каждого цилиндра.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

13. На днище поршня выбиваются следующие данные:
    1 — класс поршня по отверстию под поршневой палец;
    2 — класс поршня по диаметру;
    3 — стрелка, показывающая направление установки поршня;
    4 — ремонтный размер (1-й ремонтный — треугольник, 2-й ремонтный — квадрат);
    5 — группа по массе (нормальная «Г», увеличенная на 5 г «+», уменьшенная на 5 г «-»).

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

14. Поршневые пальцы с трещинами замените. Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте поршневой палец в поршень. Если при покачивании поршневого пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему поршневой палец по классу

Таблица 4.2 Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов Размерная группа Модель двигателя ВАЗ 2108 Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм А
В
С
D
Е 76,00-76,01
76,01-76,02
76,02-76,03
76,03-76,04
76,04-76,05 75,965-75,975
75,975-75,985
75,985-75,995
75,995-75,005
75,005-75,015
Размерная группа Модель двигателя ВАЗ 21083 Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм А
В
С
D
Е 82,00-82,01
82,01-82,02
82,02-82,03
82,03-82,04
82,04-82,05 81,965-81,975
81,975-81,985
81,985-81,995
81,995-82,005
82,005-82,015 (табл. 4.2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-, 2-, 3-й) через 0,004 мм. Класс поршневого пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивается на днище поршня, класс шатуна по пальцу — на крышке шатуна.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

15. Замените сломанные поршневые кольца и расширитель маслосъемного кольца.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

18. Вставьте поршневой палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании поршенвого пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головки разделены на классы (табл. 4.3).

Таблица 4.3 Класс шатуна по массе верхней и нижней головки Масса головок шатуна, г Маркировка верхний нижний буквой краской 184+2

188+2

192+2 489±3
495±3
501±3
489+3
495+3
501+3
489±3
495±3
501+3 Ф
Л
Б
X
М
В
Ц
Н
Г Красный
Зеленый

Голубой

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

19. В двигателе автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 должны устанавливаться шатуны одного класса. Маркировка шатуна наносится на крышке шатуна: 1 — класс шатуна по массе (буква или краска), 2 — класс шатуна по поршневому пальцу.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

20. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленвал необходимо заменить.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

21. Промерьте коренные и шатунные шейки коленвала.
Номинальные диаметры шеек коленвала, мм:
    коренных-50,799-50,819;
    шатунных-47,830-47,850.
Если износ или овальность шеек коленвала превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера.
Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек коленвала:
    первый — 0,25 мм;
    второй — 0,5 мм;
    третий — 0,75 мм;
    четвертый -1,00 мм.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

22. Если на коренных и шатунных шейках коленвала 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать шейки коленвала до ближайшего ремонтного размера. Работу по шлифовке шеек коленвала рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки коленвала и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленвал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек коленвала после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек коленвала установите вкладыши ремонтных размеров.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

24. Измерьте осевой зазор коленвала. Для этого установите коленвал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см. «Сборка двигателя»).

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

25. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец коленвала. Сдвиньте коленвал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на 0. Сдвиньте коленвал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленвала равен 0,0б-0,26 мм, предельно допустимый осевой зазор коленвала — 0,35 мм. Если осевой зазор коленвала превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.
В запчасти поставляются упорные полукольца двух размеров: номинального -2,31-2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) — 2,437-2,487 мм.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

26. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на шатунных и коренных вкладышах есть трещины, задиры, выкрашивание — замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Номинальная толщина коренных и шатунных вкладышей, мм:
    коренных-1,824-1,831;
    шатунных -1,723-1,730.
Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины:
    первый — на 0,25 мм;
    второй — на 0,5 мм;
    третий — на 0,75 мм;
    четвертый — на 1,00 мм.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

27. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленвала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.
    Зазоры между вкладышами и шейками коленвала равны:
    коренные подшипники (номинальный) -0,026-0,073 мм, предельно допустимый -0,15 мм;
    шатунные подшипники (номинальный) -0,02-0,07 мм, предельно допустимый -0,1 мм.
    Если зазор превышает предельно допустимый, коленвал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.
28. В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленвала. Биение шеек коленвала должно составлять:
    коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03 мм;
    посадочная поверхность под маховик — не более 0,04 мм;
    посадочная поверхность под шкивы и сальники — не более 0,05 мм.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленвала.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

30. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив водяной насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок цилиндров негерметичен и блок цилиндров надо заменить.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок цилиндров ремонту не подлежит и блок цилиндров надо заменить.

статья про дефектовка деталей двигателя ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив диаметры цилиндров.

Поделитесь своим мнением в комментариях