контроллер (блок управления) автомобили ВАЗ 21083, ВАЗ 21093

Контроллер 11 (см. рис. 3.1) (электронный блок управления — ЭБУ), расположенный под панелью приборов с правой стороны, представляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Контроллер непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и на эксплуатационные показатели автомобиля.
В контроллер поступает следующая информация:
— о положении и частоте вращения коленчатого вала;
— массовом расходе воздуха двигателем;
— температуре охлаждающей жидкости;
— положении дроссельной заслонки;
— содержании кислорода в отработавших газах (в системе с обратной связью);
— наличии детонации в двигателе;
— напряжении в бортовой сети автомобиля;
— скорости автомобиля;
— положении распределительного вала (в системе с последовательным распределенным впрыском топлива);
— запросе на включение кондиционера (если он установлен на автомобиле).
На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами:
— топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
— системой зажигания автомобиля;
— регулятором холостого хода;
— адсорбером системы улавливания паров бензина (если эта система есть на автомобиле);
— вентилятором системы охлаждения двигателя;
— муфтой компрессора кондиционера (если он есть на автомобиле);
— системой диагностики.
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение — цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В. Контроллер имеет встроенную систему диагностики. Контроллер может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу «CHECK ENGINE». Кроме того, контроллер хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта автомобиля.
Память. В контроллере имеется три вида памяти: оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), однократно программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и для промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависима и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания, содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).
В ПЗУ находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, от передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ПЗУ не может быть изменено после программирования. Память ПЗУ не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой. ПЗУ устанавливается в панельке на плате контроллера (рис. 11.2) и может выниматься из контроллера и заменяться. ПЗУ индивидуально для каждой комплектации автомобиля, хотя на разных моделях автомобилей может быть применен один и тот же унифицированный контроллер. Поэтому при замене ПЗУ важно установить правильный номер модели и комплектации автомобиля. А при замене дефектного контроллера необходимо оставлять прежнее ПЗУ (если оно исправно).

"статья

Рис. 11.2. Контроллер: 1 — программируемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

Электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ) используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые контроллером от блока управления иммобилизатором (если он имеется на автомобиле), сравниваются с кодами, хранимыми в ЭПЗУ, и при этом разрешается или запрещается пуск двигателя. Память ЭПЗУ энергонезависима и может храниться без подачи питания на контроллер.

"статья

Рис. 3.1. Схема системы впрыска топлива автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 А — к подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости; 1 — воздушный фильтр; 2 — датчик массового расхода воздуха; 3 — шланг впускной трубы; 4 — шланг подвода охлаждающей жидкости; 5 — дроссельный патрубок; 6 — регулятор холостого хода; 7 — датчик положения дроссельной заслонки; 8 — канал подогрева системы холостого хода; 9 — ресивер; 10 — шланг регулятора давления; 11 — электронный блок управления; 12 — реле включения электробензонасоса; 13 — топливный фильтр; 14 — топливный бак; 15 — электробензонасос с датчиком уровня топлива; 16 — сливная магистраль; 17 — подающая магистраль; 18 — регулятор давления топлива; 19 — впускная труба; 20 — рампа форсунок; 21 — форсунка; 22 -датчик скорости; 23 -датчик концентрации кислорода; 24 — приемная труба глушителя; 25 — коробка передач; 26 — головка блока цилиндров; 27 — выпускной патрубок системы охлаждения; 28 — датчик температуры охлаждающей жидкости

Поделитесь своим мнением в комментариях
Adblock detector