При каждом техническом обслуживании автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 проверяйте состояние пыльника 11 (см. рис. 7.1), колпачков 43 шарниров рулевых тяг и плотность посадки шарниров. Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих их герметичность.
Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
— надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
— нет ли зазора в сайлентблоке 14, шарнирах 2 рулевых тяг и в заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля; — надежность затяжки и стопорения болтов 7 крепления рулевых тяг к рулевой рейке и гаек пальцев шаровых шарниров 2;
— нет ли заеданий и стуков в рулевом управлении, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания в рулевом управлении, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите рулевое управление с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 и проверьте зазор между упором рулевой рейки и гайкой (см. «Проверка зазора между упором рулевой рейки и гайкой упора»). Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали рулевого управления и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.
Рис. 7.1. Устройство рулевого управления автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — наконечник рулевой тяги; 2 — шаровой шарнир наконечника рулевой тяги; 3 — поворотный рычаг; 4 — контргайка; 5 — рулевая тяга; 6, 8 — внутренние наконечники рулевых тяг; 7 — болты крепления рулевых тяг к рулевой рейке; 9 — скоба крепления рулевого механизма; 10 — опора рулевого механизма; 11 — пыльник; 12 — соединительная пластина; 13 — стопорная пластина; 14 — сайлентблок; 15 — демпфирующее кольцо; 16 — опорная втулка рулевой рейки; 17 — рулевая рейка; 18 — картер рулевого механизма; 19 — стяжной болт муфты; 20 — нижний фланец эластичной муфты; 21 — верхняя часть облицовочного кожуха; 22 — демпфер; 23 — рулевое колесо; 24 — шариковый подшипник; 25 — вал рулевого управления; 26 — нижняя часть облицовочного кожуха; 27 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 28 — защитный колпачок; 29 — роликовый подшипник; 30 — приводная шестерня; 31 — шариковый подшипник; 32 — стопорное кольцо; 33 — защитная шайба; 34 — уплотнительное кольцо; 35 — гайка подшипника; 36 — пыльник; 37 — уплотнительное кольцо упора; 38 — стопорное кольцо гайки упора; 39 — упор рулевой рейки; 40 — пружина; 41 — гайка упора; 42 — палец шарового шарнира; 43 — защитный колпачок; 44 — вкладыш шарового пальца; А — метка на пыльнике; В — метка на картере рулевого механизма; С — поверхность шарового шарнира; D — поверхность поворотного рычага